Главная


Новости
Издания
Выставки
Фотогалерея
Методика
О своде
Сотрудники
Кураторы
Контакты






Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.


Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31



ДРУЗЬЯ


arch_heritage

ОИРУ

НИИТИАГ

Храмы Росиии

Радио София

archi.ru

     
НЕИЗВЕСТНАЯ ПРОВИНЦИЯ – 2022
Ежегодная фотовыставка Государственного института искусствознания

Очередная выставка Сектора «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России» «Неизвестная Провинция» проходит в залах Государственного института искусствознания с 1 по 28 февраля 2022 года. Мы отмечаем 20-летие этого начинания: первая подобная выставка прошла в галерее журнала «Наше Наследие» в 2002 году, а затем выставки Свода памятников стали ежегодно проводиться уже в стенах института искусствознания в Козицком переулке, 5.

В этот раз экспозиция не совсем обычна и состоит и двух частей.

В большом зале галереи ГИИ традиционно экспонируются фотографии произведений архитектуры и монументального искусства XVII – XX вв. российской провинции, сделанные сотрудниками Сектора Свода памятников в ходе полевых выездов прошедшего сезона. Основные темы экспонируемых фотографий – архитектура загородной усадьбы, наследие исторических городов (Елатьмы, Великого Устюга, Касимова, Кашина, Сольвычегодска, Торжка, Тутаева), церковное зодчество, включая замечательные интерьеры ряда памятников. На выставке 2022 года представлены разные регионы европейской России: Архангельская, Вологодская, Калужская, Костромская, Ленинградская, Пензенская, Рязанская, Тверская, Ярославская области. Авторы фотографий: Дмитрий Вадатурский, Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан, Елена Щёболева, Алексей Яковлев.

Во втором зале в 2022 году мы представляем живопись и графику ведущего научного сотрудника Сектора «Свода» Сергея Семёновича Попадюка (1943 – 2021), талантливого ученого, литератора и художника.

Трудно писать о таком талантливом человеке, как Сергей Семёнович. Он был талантлив в разных областях. Прекрасно знал литературу и философию, во время долгих экспедиционных переездов читал наизусть любимые стихи и прозу. Обладал замечательным чувством юмора, украшая своими меткими репликами и заседания сектора Свода памятников, и дружеские застолья (которые, к слову сказать, очень любил) и будни полевых работ на обследовании произведений зодчества российской провинции.

Вспоминаются рассказы Сергея Семёновича о том, как мальчиком он часто с упоением ходил по залам Третьяковки, наслаждался работами русских художников. Увлечение живописью сначала привело Сергея Попадюка на Художественно-графический факультет МГПИ; позднее он поступил на отделение истории искусств исторического факультета МГУ и закончил его в 1970 г. Основной темой научных исследований стала для него русская архитектура XVII столетия. На основе защищенной в 1994 г. кандидатской диссертации (научный руководитель – В.П. Выголов) в 1998 г. вышла монография С.С. Попадюка «Теория неклассических архитектурных форм. Русский архитектурный декор XVII века». Но до этого была долгая и плодотворная научная работа в институте «Спецпроектреставрация» (1974–1990), попытка применить свои способности в российской глубинке на посту заместителя директора по научной работе и главного архитектора Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (1990–1992). И параллельно – постоянная преподавательская деятельность во многих вузах Москвы. С 1993 по 2021 год он работал в Секторе Свода памятников архитектуры и монументального искусства ГИИ, создавая мастерские описания храмовых комплексов, монастырских ансамблей и старинных провинциальных городов.

Обостренная впечатлительность и стремление поделиться своими переживаниями сохранялись у Сергея Семёновича всегда: не случайно одно из изданий своих дневников он озаглавил «Кивни – и изумишься».

Мы знали Сергея Семёновича как блестящего рисовальщика, мастера архитектурных обмеров и автора шаржей, а сегодня он раскрылся перед нами как одаренный график и живописец. Работы Сергея Попадюка – и замечательные портреты, и пейзажи – отличаются экспрессией и лиризмом. Почти на каждом полотне с изображением сельского ландшафта присутствует тема дороги. И, наверное, это неслучайно: дорога собственной жизни ученого и художника была насыщена крутыми поворотами, наполнена поисками истины и гармонии.

Выставка открыта в стенах ГИИ (Козицкий пер., дом 5; станции метро Пушкинская, Чеховская, Горьковская) в рабочие дни с 11 до 18 часов. Вход бесплатный, предъявление ко-ар кода обязательно.

 

 

Часть I
АРХИТЕКТУРА ЗАГОРОДНОЙ УСАДЬБЫ
XVIII – начала ХХ вв.

 

01. Усадьба А.И. Зузина Денисово. Главный дом. Фрагмент портика. Ок. 1850 г. Костромская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

02. Усадьба А.И. Зузина Денисово. Главный дом. Фасад. Ок. 1850 г. Костромская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

03. Усадьба Гончаровых в селе Згомони (Полотняный Завод). Парковые ворота и конный двор. 2-я пол. XVIII в. Дзержинский р-н, Калужская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

04. Усадьба Щепочкиных в селе Згомони (Полотняный Завод). Главный дом. Фрагмент речного фасада. 2-я пол. XVIII в., 1800-е гг. Дзержинский р-н, Калужская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

05. Усадьба Щепочкиных в селе Згомони (Полотняный Завод). Главный дом. Вид с северо-запада. 2-я пол. XVIII в., 1800-е гг. Дзержинский р-н, Калужская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

06. Усадьба Щепочкиных в селе Згомони (Полотняный Завод). Главный дом. Интерьер средней гостиной. 1800-е гг. Дзержинский р-н, Калужская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

07. Усадьба Васильчиковых-Строгановых Волышево. Беседка с голубятней. Нач. XIX в. (?). Псковская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

08. Усадьба Васильчиковых-Строгановых Волышево. Средний корпус конного двора. Серед. XIX в. (?). Псковская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

09. Парк усадьба Николаи Монрепо. Вид на храм Нептуна. Кон. XVIII в. Выборгский р-н, Ленинградская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

010. Усадьба Гагариных Холомки. Вид на главный дом от пруда, 1910 – 12 гг., архит. И.А. Фомин. Псковская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

011. Усадьба Гагариных Холомки. Главный дом, 1910 – 12 гг., архит. И.А. Фомин. Псковская обл. Фото Георгия Смирнова, 2021.

 

 

Часть II
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ

 

012. Касимов. Главная площадь. Храм Успения, 2-я и 4-я четверти XVIII в., XIX в.; вдали – дом Алянчикова, 1-я пол. XIX в., справа – часть гостиных рядов, 2-я четв. XIX в. Рязанская область. Фото Алексея Яковлева, 2021.

 

013. Усадьба Баркова, 2-я треть XIX в. Касимов, Рязанская область. Фото Алексея Яковлева, 2011 г.

 

014. Усадьба Баркова, 2-я треть XIX в. Касимов, Рязанская область. Фото Алексея Яковлева, 2021.

 

015. Дом Баташевых (?), 1770-е гг. Город Елатьма. Рязанская обл. Фото Алексея Яковлева, 2021.

 

016. Торговые ряды. Середина (?) XIX в. Елатьма. Рязанская обл. Фото Алексея Яковлева, 2021.

 

017. Панорама Борисоглебского монастыря. Город Торжок, Тверская обл. Фото Алексея Яковлева, 2021.

 

018. Город Кашин. Набережная Михаила Ушакова. Застройка кон. XVIII – XIX вв. Тверская обл. Фото Георгия Смирнова, 2021.

 

019. Речная панорама Сольвычегодска с собором Благовещения 1560 – 1584 гг. Архангельская обл. Фото Екатерины Шорбан, 2021.

 

020. Речная панорама Великого Устюга. Вологодская область. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

021. Великий Устюг. Застройка ул. Набережной. Кон. XVIII – нач. XIX вв. Вологодская обл. Фото Екатерины Шорбан, 2021.

 

022. Дом Аленевых. Фрагмент фасада. 1-я пол. XIX в. Великий Устюг, Вологодская обл. Фото Екатерины Шорбан, 2021.

 

023. Планетарий, 1920-е гг. Город Пенза, Пензенская обл. Снесен в 2021 г. Фото Екатерины Шорбан, 2020.

 

 

Часть III
ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО

 

024. Введенский собор, кон. XVII – нач. XVIII вв. Сольвычегодск, Архангельская обл. Фото Екатерины Шорбан, 2021.

 

025. Царские врата иконостаса Введенского собора, кон. XVII – нач. XVIII вв. Мастер Оружейной палаты Григорий Иванов с артелью. Сольвычегодск, Архангельская обл. Фото Екатерины Шорбан, 2021.

 

026. Собор Михайло-Архангельского монастыря. 1653 – 1656. Великий Устюг, Вологодская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

027. Царские врата главного иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря. Середина – 3-я четв. (?) XVIII в. Великий Устюг, Вологодская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

028. Собор Троице-Гледенского монастыря, кон. XVII – 1-я пол. XVIII в. Вид с востока. Великий Устюг, Вологодская обл. Фото Е. Шорбан, 2021.

 

029. Собор Троице-Гледенского монастыря. Царские врата главного иконостаса. 1770-е – 1780-е гг. Резчики Тимофей и Николай Богдановы; золочение и окраска – Петр Лабзин с артелью. Великий Устюг, Вологодская обл. Фото Елены Щёболевой, 2021.

 

030. Крестовоздвиженский собор, 1658. Вид с востока. Город Тутаев, Ярославская обл. Фото Дмитрия Вадатурского, 2021.

 

031. Крестовоздвиженский собор. Росписи сводов, 1676. Мастер Гурий Никитин с артелью. Город Тутаев, Ярославская обл. Фото Дмитрия Вадатурского, 2021.

     
      Храмы России   Радио "София"   КЛИРОС - церковно-певческий сайт   Страница Владимира Ковальджи