Главная


Новости
Издания
Выставки
Фотогалерея
Методика
О своде
Сотрудники
Кураторы
Контакты






Имя

Пароль



Вы не зарегистрированны?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.


Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31



ДРУЗЬЯ


arch_heritage

ОИРУ

НИИТИАГ

Храмы Росиии

Радио София

archi.ru

     
Министерство Культуры Российской Федерации
Государственный институт искусствознания

НЕИЗВЕСТНАЯ ПРОВИНЦИЯ

XVIII выставка в галерее Государственного института искусствознания МК РФ по материалам экспедиций «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России»

Бог весть, создастся ли на старых пепелищах
новая, радостная и красивая жизнь…
Н. Н. Врангель, 1910 г.

 

В ХХ веке из-за двух разрушительных мировых войн и развития массового индустриального строительства многие европейские страны потеряли значительную часть своего архитектурного наследия. В середине ХХ столетия ощущение хрупкости архитектурных памятников необычайно обострилось. Попытки их сохранить стали одной из важнейших сфер работы историков искусства. Во многих европейских странах это привело к созданию мощных и разветвлённых служб по охране и выявлению старинных зданий. А кроме того, к не менее важным начинаниям – составлению инвентарей памятников каждой страны, а затем и всей Европы в целом. В Великобритании и Франции, Германии и Голландии учтены и подробно изучены практически все сохранившиеся постройки прошлого вплоть до середины ХХ столетия.

Похожая, но ещё более драматическая ситуация сложилась в России. Здесь на протяжении ХХ века архитектура предшествующих эпох погибала не только в результате военных действий и новой строительной политики, но и целенаправленно разрушалась в соответствии с идеологическими установками. Несмотря на поистине героические усилия многих историков искусства и реставраторов, пытавшихся защитить и сохранить памятники отечественного зодчества, нередко ценой собственной жизни, приблизительно 70 – 90% храмов, усадеб, монастырей, городской застройки было уничтожено, а то, что осталось – поразительно быстро продолжает исчезать сегодня, особенно в городах под натиском строительной лихорадки.

С конца 1960-х годов в рамках начатой тогда программы «Свод памятников архитектуры России» проводится обследование всей территории страны. Правда, из-за недостаточных масштабов этой работы, всё ещё остаются неисследованными многие районы даже центральных областей европейской части России. Каждый год в ходе полевых экспедиций в российскую «глубинку» (обычно за летний сезон проводится несколько двухнедельных экспедиций) два десятка сотрудников отдела Свода памятников Государственного института искусствознания находят сотни неизвестных сооружений прошлых эпох, которые отличаются замечательной, совсем не провинциальной архитектурой.

В первые годы составления Свода в него включались преимущественно произведения церковного зодчества, жилой и гражданской архитектуры. Сегодня в него входят не только отдельные здания, но комплексы городских улиц и сел, целые древние поселения, промышленные и инженерные сооружения, исторические ландшафты, памятники монументального искусства, в том числе наиболее сильно пострадавшая часть отечественной художественной культуры – интерьеры храмов. Ученые считают важным фиксировать не только древнейшие памятники, но наследие всех веков российской истории, включая и значительные и уникальные постройки ХХ столетия.

Несмотря на гигантские и часто невосполнимые утраты, многое ещё сохранилось, пусть и в руинированном состоянии. И даже эти полуразрушенные здания, эти остатки белокаменного декора, эти фрагменты настенных росписей поражают своим благородством и величием. На некоторых фотографиях на зданиях можно увидеть строительные леса – это утешительный знак нового времени, знак того, что часть памятников (хотя и очень небольшая) будет сохранена для будущего, что возрождается «любовь к отеческим гробам». К сожалению, нет надежды на спасение большинства ещё стоящих в руинах построек прошлого. Поэтому так важна задача Свода памятников если не сохранить их физически, то хотя бы собрать о них информацию и оставить документальную память в обмерных чертежах, описаниях, фотографиях. По существу, как бы громко это не звучало, материалы Свода памятников – это АРХИВ ЦИВИЛИЗАЦИИ, цивилизации, которая в ближайшее время почти целиком исчезнет. Именно по этим документам будут судить в будущем, какой была Россия в прошлые столетия.

Параллельно с поиском и обследованием памятников зодчества российской провинции осуществляется выпуск многотомного энциклопедического издания «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России». К настоящему времени выпущены тома по Брянской, Ивановской (в 3-х книгах), Смоленской областям; вышли 4 книги по Тверской (из запланированных десяти), 2 по Владимирской (из намеченных пяти) областям; 1 том по Рязанской области; в Костромской области при поддержке руководства региона силами сотрудников Свода в 1990-е – 2000-е гг. выпущено 13 книг каталога; готовятся к изданию новые тома по Рязанской, Владимирской, Тверской, Костромской, Калужской областям. Тщательное экспедиционное обследование сектора «Свода памятников» ГИИ сельских территорий многих областей, проводившееся в 1990-х – 2010-х годах на сегодняшний день в большей части закончено. Однако экспедиционное обследование территорий намного опережает фундаментальное издание Свода, которое, кроме того, часто не может дать исчерпывающего впечатления о качестве самой архитектуры из-за весьма скромного иллюстрирования. Тем важнее становится организация выставок Свода памятников с большеформатными фотографиями. С 2002 года выставки, основанные на материалах экспедиций, стали ежегодными и проходят не только в Москве, но и с большим успехом в областях России, в малых и больших городах – в Калуге, Рязани, Твери, Калязине, Кашине, Боровске, Кимрах, Дубне, Спас-Деменске, Кирове, Полотняном Заводе (Калужской области). В 2009 году прошла первая выставка за границей – в австрийском городе Зальцбург. С 2002 г. выставки «Свода памятников» регулярно проводятся в галерее журнала «Наше Наследие». Фотографии замечательных неизвестных произведений зодчества российской провинции вызывают огромный интерес у каждого: от школьника и студента до пенсионера, от бизнесмена до ученого – ведь такая выставка – это увлекательное путешествие в труднодоступные уголки нашей страны.

Нынешняя очередная выставка «Неизвестная Провинция» в 18-й раз проводится в феврале 2020 года в стенах Государственного института искусствознания Минкультуры РФ. Большая часть экспозиции посвящена Костроме в связи с подготовкой 1-го тома Свода по Костромской области. Вторая часть выставки демонстрирует деревянное зодчество Каргополья и Кенозерья Архангельской области. Фотографиями интереснейших произведений зодчетва прошлых столетий представлены Брянская, Орловская, Калужская, Рязанская, Саратовская области (в том числе культура немецкого Поволжья). Авторы фотографий: Алексей Гриц, Георгий Смирнов, Екатерина Шорбан, Елена Щёболева, Алексей Яковлев. Более подробную информацию о фотовыставках «Свода памятников» смотрите на сайте: http://ruinaru.ru

 


Гараж конца ХIХ в. века в Саратове. Фрагмент главного фасада. Фото 2019.


Саратов Дом нач. 20 в. Фрагмент фасада


Саратов. Дом нач. 20 в. Арх. Ф.О. Шехтель


Серпухов. Ворота Распятского монастыря. Кон. 18 в. Фот. Е.Шорбан, 2019


Серпухов. Калужская улица. Фот. Е. Шорбан, 2019

     
      Храмы России   Радио "София"   КЛИРОС - церковно-певческий сайт   Страница Владимира Ковальджи